Спрос на таунхаусы вырос на 119%?
Специалисты компании «Загородный Проект» утверждают, что в последнее время на рынке загородной недвижимости одним из наиболее востребованных форматов загородного жилья стали таунхаусы. Спрос на них растет как на дрожжах: только с начала 2012 года он вырос на 119 % (более чем в 2 раза). Однако далеко не все опрошенные Realestate.ru эксперты согласны с этим утверждением: таунхаусы еще не прижились в России, да и спрос на этот формат практически не растет, считают они. СКАЗАНО-ПРОВЕРЕНО
СКАЗАНО
Специалисты «Загородного проекта» утверждают, что:
• спрос на таунхаусы с начала года вырос на 119 %;
• большая часть наиболее ликвидных проектов сосредоточена на землях вдоль Калужского шоссе.
По данным компании, с конца 2011 – начала 2012 года продажи таунхаусов резко пошли вверх. Эксперты связывают это с достаточным количеством предложений на рынке и более низкой стоимостью квадратного метра по сравнению с другими форматами жилья на загородном рынке. Они также отмечают, что большая часть предложения таунхаусов расположена до 20 км от МКАД, что, наряду со стоимостью, значительно повышает интерес покупателей к данному типу недвижимости.
ПРОВЕРЕНО
Мнение экспертов RealEstate.ru по этому поводу разошлись.
Председатель совета директоров Kaskad Family Валерий Мищенко согласен со своими коллегами из"Загородного проекта" и тоже считает, что таунхаусы – самый востребованный формат на рынке загородной недвижимости. «Но при этом не следует забывать: таунхаус таунхаусу – рознь, и если мы говорим про востребованный формат в контексте ликвидности, то мы говорим о формате со средней площадью около 85 кв. м с небольшой придомовой территорией до 2 соток, – уточнил эксперт. – Этот формат, действительно, обладает хорошей ликвидностью, и в развитых поселках такие объекты продаются с динамикой, в среднем, около 10 продаж в месяц. Таунхаусы оказались наиболее подходящим форматом с идеальным соотношением цена-качество, и, соответственно наиболее ликвидным продуктом, который сегодня есть на рынке». Кроме того, Валерий Мищенко уверен, что и в дальнейшем таунхаусы будут набирать популярность.
Директор по стратегическому развитию УК «Абсолют Менеджмент» Анна Шишкина - тоже считает, что на загородном рынке таунхаусы являются самым популярным форматом. «Покупатели воспринимают их как нечто среднее между квартирой и загородным домом», – говорит эксперт.
По словам руководителя службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome Татьяны Шаровой, на текущий момент времени таунхаус действительно является наиболее востребованным форматом жилья, но у потенциальных покупателей загородной недвижимости бизнес-класса, выбирающих дом для постоянного проживания. Эксперт также отмечает, что на Калужском направлении так же, как и на других направлениях есть ликвидные проекты. Однако говорить о том, что наиболее ликвидные проекты таунхаусов расположены именно здесь предпосылок нет. «На текущий момент времени, распределение качественных ликвидных проектов, предлагающих на продажу таунхаусы, по направлениям достаточно уравновешено, – пояснила Татьяна Шарова. – Подобные проекты представлены практически на всех северных и северо-западных направлениях».
Однако некоторые эксперты придерживаются принципиально другого мнения.
Генеральный директор JV RDI Group и Limitless (развивает ЖК «Загородный квартал») Ирина Мошева считает, что доля рынка загородной недвижимости, приходящаяся на таунхаусы, растет с каждым годом, однако, она по-прежнему меньше, чем у коттеджей или участков без подряда. «По нашей статистике, доля таунхаусов – около 30 %, – заявила она. – По некоторым направлениям, например, Калужскому, эта доля больше, на Рублевке – меньше». Кроме того, по оценкам эксперта, спрос на новостройки в Подмосковье вырос примерно на 20 % в первом полугодии 2012 года. «Но мы не видим на рынке двойного увеличения спроса, мне кажется, это преувеличение», – отметила Ирина Мошева. Отметим, что такое заявление выглядит довольно странно, ведь компания «Загородный Проект», заявившая о 119%-ном росте, входит в структуру RDI Group.
Управляющий директор агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба» Наталья Кац заявила, что в России понятие таунхаус пока не слишком прижилось по причине российской ментальности. «Загородный дом ассоциируется, в первую очередь, с тишиной, спокойствием и отсутствием соседей. А формат таунхаусов – это полугородское жилье, – считает эксперт. – Поэтому наиболее успешные поселки таунхаусов, такие например, как Барвиха Club, расположены близко к Москве, и, по сути, являются альтернативой городской квартире. А когда речь идет о расстоянии более 10 км от МКАД – это уже трудно назвать городским жильем, и формат таунхаусов там уже не очень понятен».
Однако, спрос на таунхаусы все-таки есть, считает Наталья Кац. «Люди, которые предпочитают ближнее Подмосковье, чтобы было удобно добираться до Москвы, охраняемую территорию, хорошую инфраструктуру, зачастую просто не в состоянии заплатить сумму от 5 млн долларов – а именно столько стоит коттедж, отвечающий всем перечисленным критериям. Тогда они начинают искать компромиссное решение, и как раз и рассматривают таунхаусы и многоэтажные жилые комплексы», – резюмировала специалист.
Что касается утверждения «Загородного проекта» о том, что большая часть наиболее ликвидных проектов сосредоточена на землях вдоль Калужского шоссе, то Наталья Кац уверяет, что таунхаусы реализуются по всем направлениям. Но здесь нужно понимать, что это альтернатива городской квартире, то есть у жителей таких домов должна всегда быть возможность приехать в Москву в течение часа. По некоторым направлениям это может быть 10 км от МКАД, по некоторым – 25-30 км от МКАД, например, Новая Рига. Есть более дальний формат – пограничный вариант между бизнес- и экономклассом.
В свою очередь, руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов заявил, что спрос на таунхаусы в период с января по май 2012 года «практически не менялся и держится на уровне 9 % от общего числа сделок».
По его словам, максимальную долю спроса на данный формат демонстрировали показатели января, тогда число сделок достигло 13 % от общего числа на загородном рынке. В то время как самым востребованным форматом загородной недвижимости по-прежнему остаются участки без подряда. «Их доля составляет – 54 %, на втором месте квартиры в многоквартиных жилых домах – 23 %, коттеджи занимают – 11%, дуплексы – всего 2%, – пояснил Дмитрий Таганов. – По итогам апреля максимальное число сделок в целом по рынку пришлось на Дмитровское и Новорижское шоссе – 18 % и 16 % соответственно. Долю Калужского шоссе мы считаем в совокупности с Киевским шоссе, так как их показатели невелики, а территориальная доступность к расположенным на них объектам осуществляется, как правило, по обеим трассам. По числу продаж их доля составила 13 %».
ВЫВОД
Интересная получается картина: даже эксперты одной и той же компании приводят разные показатели, да и в целом по рынку специалисты расходятся во мнениях, насколько популярен в Московском регионе формат таунхаусов. Остается лишь сделать вывод, что популярность данного сегмента загородного жилья зависит в каждом случае от того, как застройщик его позиционирует, то есть все зависит исключительно от маркетинговой стратегии компании-застройщика.
По материалам сайта RealEstate.ru